20 июня 2025 г. 09:32:43

Публичные слушания в Костромской областной Думе

19 июня состоялись публичные слушания в Костромской областной Думе, на которых были обсуждены итоги исполнения областного бюджета за 2024 год. 
На слушаниях с докладом выступил председатель контрольно-счетной палаты Костромской области Л.Г. Косопанов, который отметил, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетной палатой подготовлено и представлено на рассмотрение Костромской областной Думой заключение на Отчет администрации Костромской области об исполнении областного бюджета за 2024 год.
В ходе проверки Отчета установлено, что значения показателей Отчета об исполнении областного бюджета на 1 января 2025 года по кодам бюджетной классификации бюджетов Российской Федерации по доходам по бюджетной деятельности, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, соответствуют суммам значений показателей отчетов администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей средств бюджета Костромской области, а также значениям показателей форм управления федерального казначейства по Костромской области, что предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности Отчета.
Основные характеристики бюджета на 2024 год, утвержденные статьей 1 Закона Костромской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», исполнены со следующими показателями:
- по доходам в сумме 64 115,6 млн рублей, что выше прогнозных назначений на 2 084,4 млн рублей;  
- по расходам в сумме 61 727,3 млн рублей, что ниже утвержденных ассигнований на 1 506,2   млн рублей;
- при установленном Законом о бюджете дефиците областного бюджета в объеме 1 178,4 млн рублей по итогам отчетного периода сложился профицит в сумме 2 388,2 млн рублей. 
По сравнению с 2023 годом доходы областного бюджета увеличились на 9 655,7 млн рублей или на 17,7 процента (в 2023 году – 54 459,8 млн рублей), из них:
- по группе «Налоговые и неналоговые доходы» увеличились на  9 001,7 млн рублей, или на 24,7 процента;
- по группе «Безвозмездные поступления» увеличились на 654,0 млн рублей, или на 3,6 процента.
Таким образом, увеличение доходов в областной бюджет в 2024 году произошло большей частью за счет роста налоговых и неналоговых доходов. По темпам роста собственных доходов Костромская область занимает первое место в ЦФО.
Государственный долг области, сформировавшийся на 01.01.2025 года в объёме 25 019,3 млн рублей, не превысил верхний предел, утверждённый Законом о бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, и соответствовал требованиям по ограничениям, установленным статьёй 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверкой полноты и информативности отчётности, представленной главными администраторами областных средств, в отчетности трех установлены отдельные незначительные отступления от требований положений Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 года № 191н, в части оформления пояснительных записок, не повлиявшие на достоверность отчетов.
Контрольно-счетной палатой проведено 11 тематических мероприятий, в ходе которых охватывалось частично или полностью расходование средств областного бюджета 2024 год. Установлены 212 нарушений при формировании доходов, расходовании средств областного бюджета (в том числе имеющие стоимостное выражение на общую сумму 29,8 млн рублей). Наиболее часто в ходе проверок выявлялись нарушения, связанные с  формированием и исполнением государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений Костромской области, оплатой труда сотрудников и др. Согласно полученным ответам на представления контрольно-счетной палаты нарушения устранены, приняты меры к их недопущению. В результате проведенных контрольно-счетной палатой мероприятий в 2024 году были приняты или подверглись изменению 9 региональных нормативных правовых актов, 2 муниципальных нормативных правовых акта, 10 локальных нормативных правовых актов.
Участниками слушаний были приняты рекомендации администрации области, среди которых предложено разработать программу реструктуризации муниципальных долгов - путем списания части задолженности  по бюджетным кредитам, предоставленным из областного бюджета, при условии целевого направления высвободившихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций в муниципальных образованиях.